ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ДЗЕРЖИНСК

Нестеров
Виктор Сергеевич
Написать в администрацию

«Пустые разговоры, какая-то шумиха и «кампаней­щина»

 в этой сфере абсолютно не нужны, их нужно оста­вить

в прошлом, Напротив, нужны точные и реалистиче­ски

е меры - и в борьбе с проявлениями коррупции, и,

главное, а ее предупреждении».

В.В. Путин

Коррупция (лат. corruptio - подкуп) -- явление неправильного исполнения или неисполнения должностными лицами своих служебных обязанностей в корыстных целях. Важно ясно понимать суть этого явления и уметь отличать его от других правонарушений. Коррупция может затрагивать все наше общество п целом, ее проявления могут быть различны и многообразны. На сегодняшний день закон четко определил понятие «коррупция». Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции» (в ред. от 21.11.2011):

Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своею должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица. Мы несем моральную ответственность далее, если просто молчаливо соглашаемся и закрываем глаза на какие либо коррупционные факты, ведь это способствует дальнейшему распространению. Участники коррупции в коррупцию всегда вовлечены две стороны: тот, кто подкупает, и, тот, кто, будучи подкуплен, действует вразрез со своим служебным долгом.

Причины коррупции

  • равнодушие населения к проявлениям коррупции;
  • слабое правосознание граждан и гражданская позиция — «после меня — хоть потоп!»;
  • отсутствие опасения потерять полученное благо в будущем при проверке оснований его приобретения;
  • наличие у должностного лица выбора варианта поведения,
  • когда он может решить поставленный перед ним вопрос как положительно, так и отрицательно;
  • психологическая неуверенность гражданина при разговоре с должностным лицом;
  • незнание гражданином своих прав, а также прав и обязанностей чиновника или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации;
  • отсутствие должного контроля со стороны руководства за поведением должностного лица.

 

Некоторые признаки вымогательства взятки со стороны должностного лица:

  • разговор о возможной взятке носит иносказательный характер, речь чиновника состоит из односложных предложений, не содержащих открытых заявлений о том, что решить вопрос он может только в случае передачи ему денег или оказания какой-либо услуги; никакие «опасные» выражения при этом не допускаются;
  • в ходе беседы чиновник, заявляя об отказе решить тот или иной вопрос («не смогу помочь», «это незаконно», «у меня нет таких возможностей»), жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке (в другое время, в другом месте);
  • сумма или характер взятки не озвучиваются; вместе с тем соответствующие цифры могут быть написаны па листке бумаги, набраны па калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткодателю;
  • чиновник может неожиданно прервать беседу и под благовидным предлогом оставить посетителя одного в кабинете, оставив при этом открытыми ящик стола, папку с материалами, портфель;
  • вымогатель взятки может переадресовать продолжение контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса.

Некоторые признаки поведения лица, провоцирующего дачу взятки или подкуп:

  • непринужденный, раскованный разговор о перспективах решения проблемы просителя даже в случае полной его незаконности;
  • в ходе беседы все вещи, связанные со взяткой или подкупом, называются своими именами — сумма или характер услуг, способ и условия передачи денег, конкретные злоупотребления, на которые готов идти чиновник или представитель коммерческой структуры;
  • отмечается попытка торговаться о размерах и условиях получения взятки или форме коммерческого подкупа.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИЮ

Необходимо обратить внимание на то, что Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы как за получение взятки, так и за дачу взятки.

То есть, перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передастся взяткополучателю, в случае, если взятка передастся через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.

Дача взятки при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки. При наличии обстоятельств, отягчающих ответственность: дача взятки в значительном размере наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере пятнадцати кратной суммы взятки; дача взятки за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия) наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки. Дача взятки может осуществляться с помощью посредника. Посредничеством во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ) признается совершение действий, направленных на передачу взятки: непосредственная передача предмета взятки, создание условий для такой передачи. Ответственность посредника во взяточничестве наступает

независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил. Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки. Самым мягким наказанием за взятку является штраф, а самым суровым — лишение свободы па срок до 15 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на Срок до трех лет. Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовную ответственность и наказание.

 

ФОРМЫ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ

 Важно четко представлять, что же может сделать гражданин самостоятельно для того, чтобы не попасть в сети коррупционеров, не стать участником преступления. Перед тем как обратиться в государственные, муниципальные органы и учреждения, либо в коммерческие или иные организации, мы рекомендуем изучить нормативную базу, на основе которой действует тот или иной орган, учреждение, организация, ведь именно знание законов поможет понять, когда должностное лицо начинает злоупотреблять своим положением либо вымогать взятку за действия, которые он и так должен выполнить в силу своих должностных обязанностей. Если вы учащийся или студент, вы можете позаботиться о подтверждении, что ваш ответ соответствовал необходимым требованиям (сохранить письменный вариант ответа, сделать аудиозапись) и потребовать пересмотра оценки другими преподавателями, или руководителем.

Кроме изучения актов, регламентирующих деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, а также коммерческих и иных организаций, необходимо себя психологически подготовить к такому общению. Сейчас существует достаточное количество литературы о приемах ведения переговоров, необходимо помнить, что главное в любых переговорах — это уверенность в собственной позиции, которую может дать только ваша компетентность, именно она заставит лицо, наделенное полномочиями, лишний раз задуматься, стоит ли в отношении конкретно вас злоупотреблять имеющейся властью или вымогать у вас взятку.

 

Противодействие коррупции

 

Современное состояние государственной службы РФ характеризуется значительным количеством накопившихся проблем и противоречий, государственный аппарат не справляется с обязанностями, не способен выполнять в полной мере свои функции. Одной из таких проблем является рост уровня коррупции, причиной которой можно назвать неэффективность действующих мер и их слабую разработанность. В настоящее время вопросы коррупционного характера в России стоят как никогда остро и актуально, уровень коррупционной деятельности растет с каждым годом. 

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под коррупцией понимается "злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами (подп. "а" п. 1 ст. 1) и совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица" (подп. "б" п. 1 ст. 1).

Характерными признаками коррупции являются:

- использование публичным лицом своего должностного или иного служебного положения вопреки законным интересам общества и государства;

- получение неправомерных выгод как имущественного, так и неимущественного характера для себя либо другого физического или юридического лица, а равно незаконное предоставление такой выгоды физическим или юридическим лицом должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в своих интересах, а также от имени или в интересах другого физического или юридического лица (данный признак соответствует положениям статей 2, 3, 7, 8 Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 года, которая вступила в силу для Российской Федерации 1 февраля 2007 г. (ратифицирована Федеральным законом от 25.07.2006 N 125-ФЗ).

В юридической литературе к коррупционным проявлениям в деятельности государственных служащих отнесены:

-                     использование государственным служащим своих служебных полномочий при решении разнообразных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей служащего либо его родственников;

-                     предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) при поступлении на государственную службу и продвижении по государственной службе;

-                     неправомерное предпочтение физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в предоставлении публичных услуг, а также в оказании содействия в осуществлении предпринимательской деятельности;

-                     использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению;

-                     требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законом;

-                     нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц;

- дарение подарков и оказание неслужебных услуг вышестоящим должностным лицам, за исключением символических знаков внимания и протокольных мероприятий.

Государственная коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других.

Коррупция в органах проявляется не только в получении взяток должностными лицами. В последние годы распространилось так называемое “незаконное совместительство”, когда работники правоохранительных органов сотрудничают с коммерческими фирмами, состоя у последних на службе и выполняя разные функции: охрану, снабжение информацией, юрисконсульские функции, оформление документов и т.д. 

В ст. 17 Федерального закона о государственной гражданской службе закреплено, что гражданскому служащему запрещается: участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом; осуществлять предпринимательскую деятельность; приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход; выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации; использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам; разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей; принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями и др.

Особо следует сказать о подарках. Государственный служащий не вправе получать подарки в связи с исполнением должностных обязанностей, вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским Кодексом РФ от 30.11.1994 (в ред. от 30.11.2011) (далее - ГК РФ). Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральный закон о государственной гражданской службе закрепляет положение о том, что если гражданский служащий владеет приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) и это может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В Федеральном законе о государственной гражданской службе также закреплены требования к служебному поведению. Выполнение практически всех из них так или иначе способствует противодействию коррупции, но непосредственно этого касается требование, закрепленное в п.5 ст.18, где указано, что гражданский служащий обязан не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.

Необходимо также сказать и о конфликте интересов.  Наиболее распространенными и характерными предпосылками возникновения конфликта интересов можно назвать факторы, обусловленные различиями в восприятии государственными гражданскими служащими своего служебного долга, сформировавшихся профессиональных правил поведения, ценностных и моральных установок, традиций, обычаев, определенные принадлежностью гражданского служащего к формальным или неформальным ролевым группам, имеющим цели, расходящиеся с целями государства и общества в целом или органа государственной власти, порождающие в итоге негативные последствия для последних и ведущие к совершению коррупционных правонарушений.

Для государственных служащих предусмотрена специальная процедура предотвращения конфликта интересов. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении личной заинтересованности у государственного гражданского служащего, которая может привести к конфликту интересов, обязан предпринять меры по его предотвращению или урегулированию через рассмотрение этой проблемы в специальной комиссии. Создание данной комиссии регулируется Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Данное положение утверждено Указом Президента РФ от 01.07.2010 г. № 821 (в ред. от 13.03.2012) «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов». Положением определяется порядок формирования и деятельности соответствующей комиссии, основные задачи; вопросы, которые выносятся на рассмотрение комиссии. Комиссия по урегулированию конфликтов интересов образуется правовым актом государственного органа. Как правило, это Приказы соответствующих органов.

Следует более подробно рассмотреть обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. П. 1 ст. 8 Федерального закона о противодействии коррупции предусматривает обязанность государственного или муниципального служащего, а также его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

 Положения об ответственности государственных гражданских служащих закреплены в Федеральном законе о государственной гражданской службе. Так в ч. 3 ст. 16, закреплено положение о том, что гражданские служащие несут ответственность за несоблюдение ограничений, ответственность устанавливается настоящим федеральным законом и другими федеральными законами. А в ч. 4 ст.17 закреплена ответственность за нарушение запретов. Ст. 68 закрепляет положение о том, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, привлекаются к ответственности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008  № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон №273-ФЗ) служащий, замещающий должность государственной  службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязан представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (и) и несовершеннолетних детей.

В соответствии с требованиями ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»  в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается, осуществлять предпринимательскую деятельность

Согласно ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан представлять сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера.

В соответствии со ст. 208 НК РФ к  доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу.

Таким образом, с учетом требований законодательства доход от продажи транспортного средства подлежит отражению разделе 1 справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации правом владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением осуществляет его собственник, который вправе предоставить во владение или в пользовании принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.

Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации  от 21.01.2006 № 25, установлено, что право пользования жилым помещением имеют наниматель жилого помещения и члены его семьи; собственник жилого помещения и члены его семьи; член жилищного или жилищно-строительного кооператива и члены его семьи.

Таким  образом,  государственные гражданские служащие, не имеющие, согласно предоставленным сведениям, в собственности недвижимого имущества, в справке  о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, в разделе справки № 5.1  «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (далее Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559), должны указать помещения, в которых фактически проживают и которые были им предоставлены в пользование третьими лицами.

В силу п.п. 13 п.1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ»  несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, является основанием прекращения служебного контракта, освобождения  от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.

Статья 13 Федерального закона о противодействии коррупции предусматривает уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность за совершение коррупционных правонарушений.

Согласно ст.19.7 КоАП РФ, непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

В соответствии со ст.19.28 КоАП РФ, незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

Согласно ст.19.29 КоАП РФ, привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Какие проекты, на ваш взгляд, стоит реализовать к 90-летию Дзержинска?

Категория: Стандартные вопросы, Всего голосов: 111